«Лифтовой транспорт», если можно так сказать, является не
только самым массовым в мире, но и представляет собой благодатную почву для
внедрения инновационных и дизайнерских разработок. Мы постоянно наблюдаем, как
расширяются области их применения, дизайн, совершенствуются технические
характеристики.
Сегодня хочется рассказать нашему читателю о самых необычных и
технически «продвинутых» представителях семейства лифтов.
Сто англичан в одном лифте
Лифт для одновременной
перевозки 100 пассажиров появился еще на заре «лифтостроения» - в конце XIX
века. Когда возникла необходимость обеспечить транспортную связь для жителей
пригородов Лондона, работающих между Ливерпулем, Ланкаширом и жилыми районами
Чешира, промышленная компания Wadsworth&Sons взялась изготовить и установить на
одном из участков дороги пассажирские лифты большой грузоподъемности. Сложность
и необычность проекта состояла в том, что дорога должна была проходить под рекой
Мерси. Строительство лифтового комплекса завершилось в 1880 году. Протяженность
тоннеля каждого из трех гидравлических лифтов составляла 30 метров, кабины имели
форму куба со стороной более 5 метров. Интерьеры кабин были абсолютно новыми.
Это были огромные помещения, украшенные зеркалами, вдоль стен по периметру
располагались комфортные посадочные места, оставляя свободным проход, за что эти
уникальные лифты и получили название «мобильные художественные салоны». В 1906
году лифты были реконструированы. Паровой привод заменили электрическим.
Во время Второй мировой войны уникальная система была
повреждена от взрывов бомб. Только недавно нашлись средства на восстановление
исторической достопримечательности: барабанные машины были заменены
бесприводными двигателями, специально изготовленными для этой лифтовой системы
по оригинальному проекту.
Двухэтажный лифт
Владельцы высоток вегда стремились сделать свою недвижимость
максимально доступной и привлекательной. С этой целью и проектировались
компактные лифты.
Первый двухпалубный лифт был установлен компанией ОТИС в 1931
году в 67-этажном здании городского сервисного центра в Нью-Йорке. Одновременно
двухпалубный лифт должен был обслуживать подземку, строительство которой было
запланировано.
В 1935 году ОТИС презентовала общественности двухэтажное чудо,
которое было особенно ценным новшеством для высоток с интенсивной проходимостью
в часы пик. В несколько раз увеличивалась количество обслуживаемых пассажиров. В
двухпалубных лифтах кабины располагались одна над другой и имели один и тот же
подъемный механизм. Вход в них был открыт как из подземки, так и с улицы:
пассажиры могли одновременно с двух уровней заходить в верхнюю и нижнюю кабины.
Однако двухпалубные лифты могли быть установлены не в каждом небоскребе: система
тросов и противовесов была необычайно сложна в управлении.
В 2003 году ОТИС усовершенствовала свои двухэтажные лифты:
теперь для оборудования ими зданий не требуется равных пролетов между этажами.
Первый такой механизм был установлен в 54-этажной башне MORI, (Япония). Проблему
неравномерной этажности решили при помощи системы, которая автоматически
поднимает или опускает лифт до двух метров, чтобы выровнять уровни пола кабины и
лифтового холла.
Лифт для пешеходов
7 декабря 2001 года в Германии было торжественно открыто
уникальное сооружение, которое тут же окрестили «пешеходным лифтом». Сами
создатели этого необычного, горизонтального лифта дали ему имя «человековоз».
Строительство такого лифта заняло всего одну неделю, а стоимость составила 300
тыс. марок. Лифт предназначен для транспортировки людей через оживленную
четырехполосную трассу №132, где раньше располагался обычный наземный пешеходный
переход. «Человековоз» состоит из двух башен и рельсового моста между ними, по
которому горизонтально перемещается кабина с пассажирами.
История «человековоза» такова: из соображений безопасности
пешеходов и автомобилистов, компания SCHMID предложила заменить пешеходный
переход горизонтальным лифтом.
Для транспортировки 8 человек, а именно столько входит в
кабину, лифту требуется всего полминуты: при вертикальном движении его скорость
составляет 1 м/с, при горизонтальном — 1,5 м/с. Пропускная способность лифта —
720 человек в течение часа (100 рейсов в час).
«Человековозу» свойственны привычные для обычного лифта
признаки: автоматические двери, пост приказов, кнопки вызова, аккумуляторные
батареи на случай отключения электроэнергии. Лифт подключен к диспетчерскому
комплексу, программное обеспечение ничуть не отличается от его аналогов,
обслуживающих жилые и общественные здания.
По словам производителей, у «человековоза» большое будущее: он
соответствует требованиям экологической безопасности, легко интегрируется в
любую архитектурную ситуацию, производство его недорогое.
Велосипедный лифт
Первый в мире велосипедный лифт, сооруженный в Норвегии, в
окрестностях Тронхейма, — также результат применения высоких технологий. Лифт
помогает велосипедистам-любителям преодолеть расстояние в 130 м: дорога к форту
Кристиансена идет в гору — и местные жители пользуются велосипедным лифтом,
который со скоростью 2 м/с
поднимает их наверх.
Лифт в аквариуме
Современный пассажир лифта настолько искушен, что его трудно
удивить чем-то необычным. Но стеклянные лифты с гидравлическим приводом GMBH
Design — настоящее чудо.
Стеклянная кабина, которая плавно движется в оптически
прозрачной шахте в открытом пространстве торгового центра или по фасадной части
современного небоскреба — великолепное зрелище. В самом сердце Берлина, на
берегу Шпрее, напротив Кафедрального Собора, находится гостиница Radisson.
В просторном холле отеля построен самый большой в мире
25-метровый цилиндрический аквариум AquaDom, в котором обитают 2,5 тыс.
экзотических рыб. Посетители гостиницы могут в полном смысле слова окунуться в
подводный мир, прокатившись в застекленном двухэтажном лифте, перемещающемся
внутри аквариума. Это уникальное безрамное подъемное сооружение выполняет
функции обзорной площадки, на которой одновременно может размещаться до 30
пассажиров.
Технические характеристики лифта в аквариуме:
Вакуумный лифт
В течение нескольких лет в США серийно производится лифт,
который поднимает и опускает пассажиров без применения стандартного лифтового
оборудования. Эти уникальные лифты выпускает компания DAYTONA ELEVATOR из
Флориды. Они созданы для частного жилья, в том числе — для небольших коттеджей,
и могут иметь различные габариты и несколько уровней установки. В шахте круглого
сечения (внешний диаметр 94 см), изготовленной из поликарбоната, перемещается
кабина-поршень, выполненная из алюминиевого сплава. Двери шахты закрываются
герметично, кабина вентилируется снизу. Насос, установленный в верхней части
шахты, откачивает воздух из зоны, расположенной над кабиной. При достижении
определенного значения разряжения кабина начинает подниматься вверх под
действием атмосферного давления. Для перемещения вниз клапан шахты постепенно
впускает воздух в зону разряжения, обеспечивая плавный спуск кабины. Совершенно
очевидно, что такая система требует минимальных энергозатрат.
Грузоподъемность лифта составляет 204 кг, скорость — 9,14
м/мин. Двери на разных этажах могут открываться в ту или иную сторону в
зависимости от расположения лифтового холла. Подчеркивая преимущества системы,
разработчики сообщают, что вакуумный лифт можно установить всего за несколько
часов, для чего потребуется минимальная переделка интерьера.
Горный лифт
GMBH Design специализируется на изготовлении лифтовых
конструкций, предназначенных для различных туристических объектов: гостиниц,
национальных парков и природных заповедников.
Самый высотный в мире свободно движущийся горный лифт,
получивший название «Байлонглифт», смонтирован в 2001 году в красивейшем
парке-заповеднике Китая (район Вулингиан, провинция Хунан). Двухэтажная кабина
лифта вмещает 50 человек. Она доставляет посетителей на смотровую площадку,
расположенную на высоте 360 м. В комплекс входит 3 таких лифта грузоподъемностью
3750 кг каждый.
Лифт для рыбы
На реке Коннектикут (США) построен специальный «рыбный лифт»:
размеры 2,8х2,1х1,21 м, используемый компанией HOLYOKE POWER для того, чтобы
поднять мечущую икру рыбу алозу на высоту 30 футов (около 100 м) вверх по дамбе.
Без лифта дамба оставалась бы непреодолимым препятствием для рыбы, и она не
могла бы продолжить размножение в привычных местах.
Через год после запуска специального «рыбного лифта» за
полтора месяца (с середины мая до конца июня) 33 896 особей алозы смогли
подняться вверх по дамбе, чтобы оставить драгоценные икринки на привычном
мелководье и продолжить свой род.
Лифт в музее
В Московском государственном историческом музее до сих пор
работает лифт-ветеран, смонтированный фирмой «СТИКЛЕР» и введенный в строй в
1895 году. За годы эксплуатации лифт неоднократно модернизировался: вначале он
был тросовым и перемещался в сетчатой лифтовой шахте.
После ремонта в 1989 году (работы выполнили австрийские
специалисты) шахта получила стеклянное ограждение, а сам лифт превратился в
современное подъемное устройство с гидравлическим приводом. Проехать на
новом-старом лифте можно только вместе с лифтером.
Вместо прежней кабины XIX века сейчас можно увидеть ее точную
копию: восстановление оригинального интерьера с панелями из красного дерева и
обитой бархатом скамейкой, оказалось, увы, невозможным.
Лифт в храме
Отличительная особенность моделей лифтов, о которых пойдет
речь, — размещение кабины в шахте, смонтированной на фасаде здания. Это лифты
российского производства (производитель ОАО «ЩЛЗ»), они эксплуатируются в таких
известных сооружениях, как гостиница «Космос», Совет Федерации, терминал
аэропорта Внуково, здание МИД, в элитных жилых домах и… в Богоявленском Соборе
Москвы.
На фасадной части исторического архитектурного памятника —
Богоявленского кафедрального собора в 1997 году были смонтированы два
пассажирских лифта грузоподъемностью по 400 кг.
Они предназначены для транспортировки священников — людей,
зачастую, весьма преклонного возраста, которым, в прямом смысле слова, лифт Бог
дал в помощь.
Подъемники для партийной элиты
В 60-х годах прошлого века в жилом доме по адресу Кутузовский
проспект, 26, помимо лифта общего пользования был построен персональный лифт для
генсека Л.И. Брежнева. Соорудили спецлифт после того, как Леонид Ильич «застрял»
в лифте, предназначенном для обслуживания всех жильцов дома.
Для следующего партийного босса — Константина Черненко,
который не мог самостоятельно передвигаться, в закрытой для обычных посетителей
зоне Большого театра также был построен специальный лифт. Подъемник особой
конструкции еще не так давно поднимал на верхнюю площадку Мавзолея дряхлеющих
советских руководителей.
По слухам, лифт, который доставлял экс-президента России
Бориса Ельцина в его рабочий кабинет, также не имеет аналогов в мире. При его
строительстве конструкторы не поскупились на драгметаллы: лифт обошелся
россиянам в $1 млн.
Лифты для людей с ограниченными физическими
возможностями
Лифт-внедорожник (транспортер) предназначен для подъема
инвалидов по ступенькам. Авторы уникального лифта — инженеры российского
предприятия «МАШXXI век» (Москва).
В основе его устройства лежит конструкция самого обыкновенного
гусеничного робота-сапера, используемого в наши дни взрывотехниками. Робот
сочетает в себе маневренность и мощность с небольшими размерами.
Инвалид-колясочник должен заехать на транспортер, после чего при помощи
специально обученного сотрудника лифт поднимет пассажира на нужный этаж.
Скорость движения подъемника — один лестничный марш в минуту. Помимо этого
специалистами «МАШ XXI век» спроектированы и выпускаются подъемники, облегчающие
пользование спортивными бассейнами и ванными, а также другие
подъемно-транспортные средства, оптимизирующие процесс социальной адаптации
людей с особенностями моторной функции.
Скоростные лифты. Лифты в высотках
У высоток существует свой собственный рейтинг, который
периодически пересматривается в связи с появлением очередного «чуда света». По
числу высочайших зданий неизменно лидируют Соединенные Штаты Америки: здесь
расположены 40 небоскребов, затем идут Китай и Малайзия. Самым высоким и
«молодым» небоскребом мира является 101-этажный «Тайпей 101» (Китай).
Строительство башни обошлось в $1,6 млрд.
Его особенностью является то, что на 87-м этаже установлена
900-тонная плита, благодаря которой башня должна противостоять землетрясениям и
тайфунам. Официально высотке «Тайпей 101» присвоено звание самого высокого
сооружения на земле в следующих категориях: общая высота, самая высокая крыша,
самая большая площадь пола.
Архитектурная композиция и интерьеры «Тайпей 101»
воспроизводят структуру китайской пагоды, напоминающей соцветье бамбука. В
архитектурном облике этого уникального сооружения нашла отражение семантика
счастливого числа «8», которое в Китае символизирует процветание и успех. 15
декабря 2004 года концерн TOSHIBA поставил на «Тайпей 101» два самых скоростных
в мире лифта: максимальная скорость подъема составляет 16,5 м/сек. В общей
сложности компания TELC (Toshiba Elevator and Building Systems Corp.),
являющаяся структурным подразделением концерна TOSHIBA, установила на «Тайпее
101» 61 лифт (из них 27 скоростных и 34 двухпалубных) и 50 эскалаторов.
Скоростные лифты, построенные конценном TOSHIBA, могут
одновременно принять на борт 24 пассажира и транспортировать их со скоростью:
около 60 км/ч (при подъеме вверх) и 36 км/ч (при движении вниз). Устремляясь
ввысь, уникальный лифт преодолевает пространство в 382 м за 39 с (около 10 м/c),
что является результатом применения наукоемких технологий и, в том числе,
современных систем нормализации давления в кабине.
Эти лифты превзошли достигнутый их предшественниками рекорд
скорости на 33%. При этом внедрение в функциональную схему кабины уникальной
системы нормализации барометрического параметра воздуха позволило устранить
неприятные ощущения, возникающие у большинства людей при высокой скорости
подъема.
На повышение комфортности поездки в лифте нацелена и активная
система пространственной стабилизации кабины. Эту функцию реализует устройство
направленного гашения вибрационных волн, активизирующееся после анализа данных,
получаемых от соответствующего датчика, установленного в кабине лифта.
Разработчики лифта приложили немало усилий для обеспечения акустического
комфорта. Они оптимизировали конфигурацию кабины, придав ей аэродинамические
свойства. Благодаря этому удалось снизить уровень шума, возникающего при
движении кабины на высокой скорости в узкой шахте.
Следующими в списке самых быстрых стоят лифты, установленные в
высотках №2 и №3, на небоскребах-близнецах Petronas Towers (Куала Лумпур,
Малайзия), и №4 Sears Tower (Чикаго, США).
Petronas Towers — 88-этажный небоскреб (451,9 м) — построен в
столице Малайзии Куала-Лумпур. В каждой из башен Petronas Towers смонтировано по
29 двухэтажных лифтов общей грузоподъемностью 52 человека. Скорость их движения
3,5-7 м/с. Всего в башнях эксплуатируется 76 пассажирских и грузовых лифтов
компании ОТИС. Американский архитектор аргентинского происхождения Цезарь Пелли
учел конфессиональную особенность Малайзии — архитектурный образ высотки явно
тяготеет к исламской культурной традиции, тем более что в прилегающем к
комплексу парке расположена мечеть. Солнцезащитные окна, спасающие посетителей
высотки от изнурительной тропической жары, имеют общую площадь остекления 77
тыс. м2. Площадь всех помещений здания равна площади 48 футбольных полей. Сами
башни с соседствующим парком занимают 40 га. В начале августа 1995 года на
уровне 41-го и 42-го этажей башен был смонтирован мост, соединивший два
небоскреба.
В 1994 году, когда башни еще не были достроены, правительство
Малайзии решило сместить чикагский Sears Tower с первой позиции рейтинга
высотности (в то время Sears Tower был самым высоким небоскребом в мире) и
потребовало от архитектора увеличить высоту строящихся башен до рекордной
отметки. После того как малайзийских «близнецов» надстроили стальными шпилями по
73,5 м каждый, высота небоскребов составила 451,9 м. На 4-м месте оказалась
башня Sears Tower (Чикаго, США), это 99 этажей (443 м). Ее двойной шпиль
поднимается на 520 м. Башня построена в 1973 году, строительство продолжалось
три года и обошлось в 150 млн долларов. Башня оснащена скоростными лифтами
(максимальная скорость кабины при движении вверх составляет чуть более 8 м/c).
Перспективы
Специалисты финской компании KONE в течение минувших двух лет
выполнили самые престижные и дорогие лифтовые проекты в мире. Это объясняется
тем, что в последние три десятилетия у KONE не было конкурентов в Северной
Америке при реализации проектов по оснащению лифтами высоток: компания —
признанный лидер в области внедрения высоких технологий в лифтовую отрасль.
Сейчас KONE реализовывает очередной грандиозный проект: до
весны 2009 года ей предстоит закончить строительство 26 скоростных лифтов для
«высотной звезды XXI века» 97-этажного комплекса (414,5 м) Trump International
Hotel (Чикаго).
По прогнозам, когда этот проект будет завершен, небоскреб станет самым высоким
зданием в США и Северной Америке. Здесь будут установлены самые скоростные
лифты, максимальная скорость подъема 8 м/с.
|